ПРЕМИЯ ОЛЕГА ЯНКОВСКОГО «ТВОРЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ» 2012

Лауреаты премии «Творческое открытие – 2012»

Наверное, это самое красивое здание в Москве. Последние лет тридцать здесь шёл бесконечный ремонт. Вопросов и споров о назначении этого здания было много, но как только сняли леса, стало понятно, что теперь хозяевами в Пашковом доме будут не студенты и даже не книги, а избранная публика. Ради одного вида из зеркальных окон на Кремль, можно было избрать этот дом в качестве проведения церемонии «Черешневый лес».

ПРЕМИЯ ОЛЕГА ЯНКОВСКОГО «ТВОРЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ»

2012 год, 32 мая…

Одной из первых на сцену вышла Светлана Крючкова. Цель этой актрисы – художественное чтение, просвещение публики. Анну Ахматову, Марину Цветаеву, Марию Петровых, Давида Самойлова она может читать сутками напролет. Не случайно выдающийся польский режиссер Кшиштоф Занусси, увидев Крючкову в роли Ахматовой в кино, воскликнул: “Странно, но за два часа я так и не увидел актрису, на экране жил поэт”. Принимая награду, Крючкова пошутила, что после 40 лет работы в театре и кино получить приз “За творческое открытие” – немного странно, но лучше поздно, чем никогда.

По странному совпадению два других лауреата “Черешневого леса” тоже оказались премированы за музыкально- литературную программу: Константин Хабенский и Юрий Башмет соединили фрагменты из пьесы А.Камю “Калигула” с музыкой Шуберта и Сен-Санса. Наверное, самые поразительные моменты этого действа, когда Хабенский становится чем-то вроде ещё одного музыкального инструмента в оркестре. Мгновенно отзывается на любое движение дирижерской палочки Башмета, чутко улавливает быструю смену настроения, существуя вместе с музыкой Шуберта в одной тональности, на одном дыхании. Собственно, это и стало подлинным творческим открытием, достойным того, чтобы быть отмеченным премией Олега Янковского.

Александру Боровскому в какой-то момент захотелось построить Дом, причём с учетом вкусов, пожелания и привычек будущих хозяев – молодых артистов и учеников у Сергея Женовача. И в результате получилось пространство, где хочется быть, где хочется жить, куда хочется вернуться. Таких театров не только в Москве, во всём мире – наперечет. И хорошо, что “Черешневый лес” стал первым и, похоже, единственным, кто отметил этот уникальный проект Александра Боровского.

Формально сериал “Поэт и гражданин” является телевизионным и задуман был скорее для мониторов и экранов, чем для подмостков, всё-таки богатая театральная родословная исполнителя главных ролей Михаила Ефремова выдает себя в каждом ракурсе, в каждом жесте и монологе. Премию ему выручала сама Галина Борисовна Волчек, признавшаяся, что для неё это “очень трогательный и важный момент”.

Среди награжденных оказались и авторы большого академического труда, сотрудники ГМИИ и имени А.С. Пушкина учёные Маргарита Аксененко и Александр Баранов. Почти 10 лет они посвятили подготовке четырехтомного собрания писем И.В. Цветаева и Ю.С. Нечаева-Мальцева.

Фестиваль “Черешневый лес” невозможно представить без музыки. На этот раз солировал Денис Мацуев, музыкант феноменальной силы и рекордной виртуозности. Свою призовую Черешню он получил за “Рахманиновский цикл”, где впервые выступил не только в привычном амплуа “титана-громобойца”, но и тонкого интерпретатора и даже первооткрывателя самого “русского композитора” в истории отечественной музыки.

Музыкальный мир тесен. Так получилось, что другой лауреат Премии Олега Янковского, главный дирижер и руководитель Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский с Мацуевым давно друзья. Причём сам Сладковский не скрывает, что сотрудничество с солистами такого уровня – лучшее признание профессионализма оркестра, который он возглавляет последние пять лет.

А вот о чём мечтают баритон Василий Ладюк и тенор Дмитрий Корчак, награжденные Премией Олега Янковского “За мастерство и достижения в области вокального искусства”, легко можно было догадаться, слушая в их исполнении дуэт Неморино и Белькоре из “Любовного напитка” Доницетти. Конечно, это вершины итальянского бельканто, которые оба певца штурмуют завидным упорством и целеустремленностью. Их пути пересеклись еще в детстве, когда они вместе учились в одном классе хорового училища, а потом в Академии хорового искусства, созданныой их учителем Виктором Сергеевичем Поповым. Вместе репетировали в одном театре – “Новый опере”, вместе принимали участие в международных конкурсах, а потом пели на сценах одних и тех же театров – Опера де Пари, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден – но в разное время и в разных спектаклях.

Совсем в иной тональности было выдержано выступление другого дуэта – знаменитых джазменов Николая Левиновского и Игоря Бутмана. Когда-то они тоже выступали вместе, но потом жизнь развела не только по разным подмосткам и сценам, но и по разным материкам. И вот надо было такому случиться, чтобы спустя 40 лет после первых совместных концертов ещё в легендарном “Аллегро” они снова начали играть джаз и даже записали первый “композиторский альбом” Moscow “ 3 a.m / Москва в три утра.

Впервые в истории премии “Творческое открытие” был отмечен полнометражный художественный фильм. Им стала эпическая четырехчасовая картина Сергея Лобана “Шапито-шоу” получившая специальный приз жюри XXXIII Московского кинофестиваля.

“Творческим открытием” признали и руководителя Департамента культуры города Москвы харизматичного Сергея Капкова, чья бодрая деятельность на этом посту началась с того, что он выселил офис компании Bosco из привычного помещения рядом с Крымским мостом, а из Парка Горького изгнал шумные аттракционы, принадлежавшие М. Куснировичу. Однако все эти былые обиды и разборки померкли перед масштабом преображений в парке, который стал одним из самых популярных мест в Москве.

Жюри отметило и последний по времени балет Бориса Эйфмана “Роден”. Тут всё сошлось – и мелодраматический сюжет, и сумасшедшие страсти, эффектный сплав хореографии и акробатики, и бесстрашная самоотдача исполнителей главных ролей Олега Габышева (Роден) и Любови Андреевой (Камила).


…уже далеко за полночь 16 счастливым обладателем почетной Премии Олега Янковского “Творческое открытие 2011-2012” вручили лейки и лопаты.

-А это зачем? – испугался Костя Хабенский.

Ему популярно объяснили, что теперь самое время посадить вишнёвое дерево.

А куда деваться? “Вся Россия наш сад”.

Лауреаты:
• Светлана Крючкова
• Константин Хабенский
• Юрий Башмет
• Александр Боровский
• Михаил Ефремов
• Маргарита Аксененко
• Александр Баранов
• Денис Мацуев
• Александр Сладковский
• Василий Ладюк
• Дмитрий Корчак
• Николай Левиновский
• Игорь Бутман
• Сергей Лобан
• Сергей Капков
• Борис Эйфман