ПРЕМИЯ ОЛЕГА ЯНКОВСКОГО «ТВОРЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ» 2013

Лауреаты премии «Творческое открытие – 2013»

На этот раз фестиваль черешневый лес прошел под девизом: “Прошедшее продолженное. Настоящее будущее”.

ПРЕМИЯ ОЛЕГА ЯНКОВСКОГО «ТВОРЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ»

И снова Пашков дом! 32 мая 2013 года…

Впрочем, как известно, Премия О. И. Янковского даётся не за долголетие и не за прошлые заслуги, а за творческое открытие, за способность удивлять и удивляться самим. В этом смысле первый лауреат художественный руководитель Московского художественного театра Олег Табаков – кандидатура столь бесспорная, столь выдающаяся. Без него невозможно представить себе нынешний культурный ландшафт России. Если есть артисты, по судьбам и лицам которых можно прочесть все наше “непрошедшее время”, то это конечно Олег Павлович. От наивного вихрастого мальчика, крушившего когда-то дедовской шашкой мещанский уют в фильме “Шумный день” до гладкощекого, насмешливо-бездушного героя “Обыкновенной истории”. От трогательного Ильи Ильича Обломова до понурого, взвалившего на себя ненужное бремя власти Степана Судакова во мхатовской премьере “Год, когда я не родился”. И всё это он, он! А ещё были народный любимец Кот Матроскин и не менее популярный Шелленберг из “17 мгновений весны”.
Кроме всех прекрасных ролей Олега Павловича – это, конечно же, его ученики. Сколько судеб он переиначил, сколько звёзд зажёг, сколько новых имён открыл!

Вместе с ним на сцене была Рената Литвинова, второй лауреат сегодняшнего дня.
– Я хочу поблагодарить “Черешневый лес” и… Олега Ивановича, – вздохнула Рената,
– он был чудесный.
Рената Литвинова – российская театральная и киноактриса, режиссер и сценарист, знакомая широкой публике в первую очередь своим уникальным стилем и своеобразной манерой поведения. Сразу после появления в кинематографическом обществе Литвинова произвела большое впечатление. Особо в ней отмечали манеру говорить и жестикулировать.

Имя Янковского возникало походу церемонии не раз и в самом разном контексте.

Маэстро Владимир Спиваков посвятил памяти артиста цикл концертов Национального филармонического оркестра. Один из них, состоявшийся на перроне Киевского вокзала в рамках фестиваля “Черешневый лес” 2011 года, стал настоящим откровением, вернув нас к истинному смыслу слова “вокзал”. Ведь изначально это был “вокзальный зал”, где приход поездов встречался музыкой.
Преобразить пространство жизни и наполнить его музыкой, смыслом и красотой – вот подлинное предназначение маэстро Владимира Спивакова. Вот что его связывает с фестивалем “Черешневый лес”, и вот почему под дружные аплодисменты зала он становится лауреатом Премии Олега Янковского.

Непростая ситуация складывается каждый раз для жюри вокруг талантливого семейства Янковских. Редкий год проходит без очередной премьеры какого-то из них в театре или кино. игнорировать это обстоятельство было бы, наверное, странно. Но тут нет противоречия. Вся концепция черешневого леса как раз и построена на семейных связях и основах. Тут не принято стесняться своей родни, скрывая что чей-то зять, сын или невестка. Тут искренне радуется удаче другого, тем более близкого человека. Одним словом, семья! Bosco family.

Вадим Абдрашитов пригласил подняться на сцену актрису Оксану Фандеру и вручил ей премию имени её свёкра. Роль Любы в фильме Александра Гордона “Огни притона” стоила того. Чем-то она напоминала героинь времен великого кино итальянского неореализма. Она оттуда – со своей затейливой причёской, чулками и подвязками, высокими каблуками. Шикарная как Джина Лоллобриджида, победительная, как София Лорен, страстная, как она Анна Маньяни. Режиссёр Александр Гордон моделировал образ одесской дивы по самым лучшим мировым образцам, заполучив к себе в фильм великолепный актрису, понимавшую его с полуслова и откликавшуюся на любое его предложение.

Среди лауреатов 2013 года были ещё два известных актера, которые по разным, но безусловно уважительным причинам не смогли добраться до Пашкова дома. Так или иначе их имена прозвучали под сводами Белого зала: Олег Меньшиков и Сергей Шакуров.

Первый был премирован за возрождение театра им. М.Н. Ермоловой, я блестящую работу в фильмах “Легенда № 17” и “Утомлённые солнцем – 2”, а также в спектакле “Портрет Дориана Грея”. Олег Меньшиков –российский актер кино и театра, театральный режиссер, трехкратный лауреат Государственной премии России, Народный артист России, дебют которого, в кинематографе, состоялся еще до окончания училища, в 1980 году.

Символично, что Сергей Шакуров получил свою премию за роль директора школы Ярослава Игоревича в сериале “После школы”. Телевизионное кино попадает в премиальные списки редко, считаясь в профессиональных кругах чем-то несерьезным. Между тем именно там происходит максимальное количество дебютов, именно там задействованы актёры разных поколений. Именно успешные качественные сериалы со своими запредельными рейтингами способны сегодня не только поддержать актёров материально, но и принести всероссийскую славу. В этом смысле Сергей Шакуров исключительно востребован. При этом он никогда не разменивался на коммерческую халтуру. Его имя в титрах – это гарантия качества.

Театральных режиссеров тоже заметили. По крайней мере, три лауреата, принадлежащие совершенно разным театральным направлениям, были представлены в списке награждённых.

Это создатель собственной Театральной студии, фанатичный приверженец традиционной русской школы, последний защитник психологического театра, великолепный педагог Сергей Женовач. В 2002 году вы могли видеть экранизированную им комедию “Горе от ума”. А в 2005 году, Сергей поставил на сцене МХАТа спектакль “Белая гвардия”, позже снятый для телевидения.

И тут же режиссер-скандал, режиссер-провокация, enfant terrible российской сцены Константин Богомолов, у которого каждая премьера как бикфордов шнур. Опасно притронуться, страшно смотреть, но нельзя не дождаться финального взрыва. У Богомолова он обязательно будет, можете не сомневаться!

А рядом с двумя опытными и театральными мужами хрупкая темноволосая женщина Анжелика Холина, известный и литовский режиссер и хореограф, поразившая в Москву своей ” Анной Карениной” в театре им. Вахтангова. Там за весь спектакль не произносится ни слова. Всё в жесте, в движении, в перекрестных взглядах, в непрерывном танце. Причём танцуют драматические артисты! Такого ещё мы на нашей сцене не видели.
“Я люблю работать с драматическими артистами, – признается Анжелика. – также как и я, они хотят оправдать каждое движение – тогда получается живая история. И неважно как это называть – балет, хореографический спектакль…. Это живой театр”.
За это она и получила свою законную призовую Черешню.

Сама церемония в Пашковом доме ещё тем хороша, что у неё практически нет жесткого регламента. Уютный дух “домашности” очень важен для “Черешневого леса”, и по возможности организаторы стараются его соблюсти.

На вручении какой ещё премии мог бы прозвучать рассказ замечательного художника Бориса Мессерера о том, как у него на глазах чуть не сгорела великий поэт, а по совместительству еще и его жена Белла Ахмадулина? Да никакой! А на сцене дома Пашкова это было уместно и даже мило. Сам Мессерер – личность легендарная, король богемы, как любили его величать друзья-приятели, проводившие сутки напролёт в его знаменитой мастерской на Поварской улице с окнами, выходящими на все крыши нового и старого Арбата. Там звучали стихи, звенели бокалы, подписывались коллективные письма протеста, сочинялись прошения в защиту обиженных и опальных. Этот дом был открыт всем. Непонятно, когда только его хозяин успевал работать и как ему удавалось всё это содержать? Король-труженик, король-пахарь, король-трудоголик, вот кто такой Борис Асафович Мессерер. Декорации для Большого Театра, МХАТа и “Современника”, оформление огромных и многосложных выставок в Пушкинском музее, графика, станковая живопись, издание книг, альбомов – это всё он. Всегда с насмешливой, но доброжелательной улыбкой. Никакой суеты!

В завершении дня все вышли на улицу, чтобы посадить свои вишневые деревья. Не испугалась и Рената Литвинова испачкать свой вечерний наряд, чтобы после церемонии, под вспышками блицеф посадить лауреатское вишневое дерево. Она тогда честно призналась, что в жизни ещё ни разу этого не делала. Но ничего, всё получилось, несмотря на неудобные высокие каблуки и настырных репортеров.
И до сих пор её дерево на месте. Цветет!

Лауреаты:
• Олег Табаков
• Рената Литвинова
• Владимир Спиваков
• Оксана Фандера
• Олег Меньшиков
• Сергей Шакуров
• Сергей Женовач
• Константин Богомолов
• Анжелика Холина
• Борис Мессерер